сбалансированная система показателей

сбалансированная система показателей (ССП) – это инструмент управления бизнес-процессами, помогающий руководству анализировать результативность предприятия. Необходимая результативность достигается путём определения ключевых показателей эффективности (KPI). KPI позволяют максимально точно измерять выполнение стратегических задач и сравнивать результаты с ранее поставленными целями. Система BSC помогает спланировать стратегию организации, связать между собой все задачи и установить достижимые KPI для отслеживания результатов.

Эта система была разработана американскими экономистами, профессорами Гарвардской школы бизнеса Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом в 1992 году. ССП, или BSС (от англ. Balanced Scorecard — сбалансированная система показателей) помогает контролировать процессы, влияющие на прибыль компании, и регулярно анализировать их эффективность. Например, сотрудники компании чётко понимают поставленные цели и выполняют свои обязанности, мотивированные премией при увеличении заданных показателей. Это позволяет оптимизировать бизнес-стратегию предприятия и создать максимальные условия для достижения успеха. На начальных этапах развития любая организация стремится к созданию устойчивого предприятия. Для этого компания привлекает большие объемы инвестиций, реализуя стратегию быстрого роста. Каждая фирма стремится занять устойчивое положение на рынке и для этого придерживается стратегии стабилизации, регулярно и постепенно увеличивая объемы производства. После достижения компанией поставленных целей руководство получает увеличенную прибыль, а затем переходит к стратегии сокращения. Но такая стратегия носит весьма обобщенный характер.

Более качественно спланированные действия предприятия по достижению целей позволяют достигнуть их гораздо быстрее, объединяя стратегии различных уровней внутрифирменной иерархии в опоре на факторы внутренней и внешней среды фирмы, ее стратегические цели, а также характер развития.

Система показателей, используемая большинством организаций, часто построена нерационально. BSC концентрируется в основном на краткосрочных финансовых значениях, игнорируя долгосрочные, стратегически более важные показатели, такие как удовлетворенность клиентов, удовлетворенность сотрудников и рост бизнеса. Кроме того, для разработки сбалансированной системы показателей необходимо учитывать перспективы, касающиеся различных сфер деятельности компании.

Каждой компании недостаточно установить только финансовые цели. Особенно если не ясно, как эти цели будут достигнуты. Если цели предприятия установлены в отрыве друг от друга, такая стратегия не совсем верна. В этом случае остаются незатронутыми взаимосвязями между отдельными целями и их влиянием друг на друга. Это означает, что необходимо принимать во внимание все соответствующие аспекты деятельности предприятия.

Учёт различных перспектив при формировании и реализации стратегии является характерным ключевым элементом концепции сбалансированной системы показателей. Формулировка стратегических целей, выбор показателей и разработка карты движения к целям с различных точек зрения призваны обеспечить раскрытие деятельности компании со всех сторон. Компании, которые формулируют свою стратегию слишком односторонне, необязательно двигаются только в финансовом направлении. Некоторые компании слишком ориентированы на клиента и забывают о своих финансовых целях. Некоторые компании могут быть слишком ориентированы на процесс и игнорировать рынок. При равном рассмотрении нескольких перспектив можно избежать такого дисбаланса.